История бокса | Кулачные бои в России

Кулачные бои

Кулачные бои пользовались у русского народа такой популярностью (количество их участников, по словам очевидцев, достигало 500 человек), что Екатерина I в 1726 г. была вынуждена издать указ о том, что желающие участвовать в кулачных боях обязаны выбрать представителей, которые должны сообщать в полицию о месте боя и отвечать за его порядок. При Николае I в 1832 г. кулачные бои были вообще запрещены, «как забавы вредные».
Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, в воскресенье, чаще всего зимой и на масленицу.

Состязались парами, но чаще всего «стенка на стенку», то есть улица на улицу, деревня на деревню и тому подобное.

Главной задачей было прорвать «стенку» противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и вновь вступал в бой.

Как в борьбе, так и в кулачном бою не было разделения состязателей на весовые категории. Решающей была лишь жеребьевка, независимо от роста и веса бойца.

Бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую.

Излюбленные места для кулачных боев в Москве — на Москве-реке у Бабьегородской плотины и в Дорогомилове, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор.

«Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские,

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться, для праздника потешиться».*

М. Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы. В Смоленске — на льду Днепра.

В кулачных боях строго соблюдались правила, которые, передаваясь из поколения в поколение, служили бойцам неписаным законом.

Бой должен был вестись голыми кулаками или в рукавицах. Никаких твердых предметов, называемых «закладками», или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить этим действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось. Нападать на противника разрешалось только спереди. Запрещалось нападать на упавшего противника, бить с «подножкой», наносить удары ногами или головой. Нарушение этих правил строго преследовалось, а виновный жестоко наказывался самими же бойцами, ревниво оберегавшими традиции своих отцов и дедов.

Несколько иной пример кулачного боя описан М. Ю. Лермонтовым в «Песне про купца Калашникова», который в своебразном поединке-дуэли «... ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча» и убил в кулачном бою Царского опричника Кирибеевича.

Здесь же уместно сказать, что английский бокс доказывал свое «превосходство» и над другими единоборствами, например над японскими джиу-джитсу и сумо. В большинстве случаев это происходило в специфичных условиях цирка.

Попытки пропаганды «буржуазного» любительского и особенно профессионального бокса в условиях социалистического государства (в начале 20-х годов) встретили значительно негативное отношение со стороны чиновничьего аппарата и зависимой от него «партийной прессы».

Тем не менее, боксу обучали во Всевобуче (Всеобщее военное обучение), который стал колыбелью советского спорта, Главной военной школе физического образования трудящихся, в спортивном обществе «Динамо», в Центральном доме Красной Армии (ЦДКА). Таким образом, кружки бокса функционировали только там, где бокс входил в систему профессиональной подготовки будущих красноармейцев, чекистов и пограничников.

В московском институте физкультуры бокс был введен как один из предметов «защиты и нападения» в 1926 г., а через 10 лет его преподавание уже велось на самостоятельной кафедре.

В отношении Аркадия Георгиевича Харлампиева надо сказать, что он, кроме Института кинематографии, работал в разные годы во всех перечисленных выше учреждениях. Его последнее место работы и должность - доцент кафедры «защиты и нападения».

В Институте кинематографии бокс входил в программу обучения актеров, а на Новинском бульваре, в театральных мастерских Всеволода Мейерхольда (который выделял бокс среди физических упражнений) Харлампиев преподавал бокс совместно с Гетье.

Александр Федорович Гетье (1889-1937) был сыном известного врача Ф. А. Гетье - инициатора и руководителя строительства Солдатенковской больницы (ныне Боткинской) в Москве и первого главного врача этой больницы.

А. Ф. Гетье начал заниматься боксом в 1908 г. С начала 1920-х годов работал тренером. В 1937 г. репрессирован, реабилитирован посмертно.

К боксу проявляли огромный интерес люди искусства, такие как Нил Ознобишин*, Борис Барнет**, Михаил Ромм***, К. Градополов**** и его учитель А. Г. Харлампиев (1888-1936) в «послужном списке» которого, кроме тренерско-преподавательной деятельности, была работа в качестве художника и артиста цирка.

К середине 20-х годов наметилось два четко очерченных направления—развитие любительского бокса, встречавшего в то время сильное противодействие и бокса, как составной части «защиты и нападения».

К этому же времени относится и создание А. Г. Харлампиевым учебных программ по физическому воспитанию для средних специальных и высших учебных заведений. В них он отводил значительное место изучению самозащиты, а в этих рамках — борьбе и боксу.

*Нил Ознобишин (1888-1942) — цирковой артист, преподаватель бокса, литератор, автор книги «Искусство рукопашного боя».

** Борис Барнет (1902-1965) — боксер, кинорежиссер и актер, известный зрителю по поставленному им фильму «Подвиг разведчика», в котором он сыграл роль немецкого генерала Кюна.

***Михаил Ромм (1901-1971) — боксер, альпинист, кинорежиссер и сценарист (к/ф «Девять дней одного года» и «Убийство на улице Данте»).

****Константин Градополов (ученик А. Г. Харлампиева) (1904-1983) — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер, киноартист (снялся в 13 кинофильмах).